Соотношение между курсами биофизики и концепцией современного естествознания в вузах российской федерации

Еськов В.М., Филатова О.Е.

Сургутский государственный университет, 626400, Сургут Тюменской области, ул. Энергетиков,14, Россия, E-mail: eskov@surgu.wsnet.ru

Сравнительно недавно в вузах России была введена новая дисциплина- концепция современного естествознания (КСЕ). Курс сложный, интегрированный и, главное не обеспечен преподавательскими кадрами. В образовавшуюся брешь "хлынули" специалисты с близким профилем - физики, биологи, философы. Сложность ситуации, однако, в том, что естествознание в настоящее время изучают зачастую только с помощью лекций, без лабораторных работ и практикумов. Разработанный авторами лабораторный курс во многих вузах принимается весьма настороженно. Совершенно ясно, что преподавание естествознания (даже концептуально) требует физических, химических, биологических иллюстраций и начетничество здесь совершенно неуместно. Вторая проблема этого курса связана с его интегрированным характером, междисциплинарными связями. При этом возникла парадоксальная ситуация, когда от обучаемого требуют цельного восприятия курса, а сами педагоги этот материал, зачастую, в целом не знают.

Выход из создавшегося положения мы видим в активном привлечении биофизиков к формированию педагогических коллективов кафедр, на которых ведется преподавание КСЕ. Такая постановка вопроса сразу резко повышает потребность в дипломированных специалистах-биофизиках во всех вузах России, обеспечивает естественную интеграцию биофизиков и биофизики (как науки) в образовательный процесс высшей школы.

Самое главное, что при предлагаемом подходе выигрывают сами вузы, так как биофизика обеспечивает не только междисциплинарную связь в учебном процессе, но и в научных исследованиях. Возникновение коллектива (кафедры) неизбежно приводит к необходимости серьезных научных исследований, выполняемых таким коллективом. Результат такого процесса может быть не менее эффективным, чем дополнительное открытие трех или четырех НИИ по биофизике в России. При этом повышается и научное и учебно-методическое обеспечение курсов КСЕ и биофизики в вузах.

Таким образом, появляется реальная возможность интенсифицировать вузовскую биофизическую науку и повысить статус и качество преподавания, как биофизики, так и курса КСЕ, т.к. биофизик должен свободно владеть математическим аппаратом (моделированием), быть подготовленным в области физики, химии, биологии, экологии и философии. Именно эта интегрированная подготовка биофизика и обеспечит целостность преподавания курса КСЕ в вузах России, и заполнится та брешь, которая образовалась на сегодняшний день в кадровом составе как по курсу КСЕ, так и по биофизике в вузах, где нет специальной подготовки и выпуска специалистов этого профиля, но биофизика преподается (например, на биологических факультетах университетов).