Биофизика как интегрирующая основа курса по естествознанию для высшей школы

Тихомиров А.А.

Красноярский государственный университет, кафедра биофизики, 660041, Красноярск, пр. Свободный 79, Россия, Факс: (391-2) 27-23-48

Педагогический опыт многолетнего обучения биофизике на базе физфака Красноярского госуниверситета, с одной стороны, и исследования биофизики сложных систем в Институте биофизики СО РАН - с другой, позволил интегрировать полученные знания для подготовки данного общеобразовательного курса по естествознанию для высшей школы. В этой связи обсуждается подход в построении курса естествознания, который базируется, в основном, на биофизике сложных систем (популяций, экосистем) и принципах самоорганизации, позволяющих выйти на экологические аспекты окружающего мира с их последующим философским осмыслением. На основании этого подхода обсуждаются особенности структуры материала такого курса естествознания. Одной из таких особенностей является различная "дозировка" естественно-научных дисциплин, которая выбрана в соответствии с вышеизложенными принципами построения материала. Так, в разделе, посвященном рассмотрению современной физической картины мира, ее философскому осмыслению, основной целью является подвести читателя к мысли, что физика - это "стартовая площадка" для перехода к пониманию механизмов функционирования химических и биологических процессов, разворачивающихся на различных уровнях организации живой материи. С учетом биофизического подхода обсуждаются возможности "плавного" перехода от химии к биологии за счет ряда переходных глав, где подобраны разделы химии, знания которых имеют первоочередное значение для последующего рассмотрения принципов организации и функционирования живой материи. При изложении этих принципов предпринята попытка дать представления о жизни как явлении, начиная с закономерностей, формирующих ее организацию на высших уровнях развития (эволюционные процессы) с последующим углублением "внутрь" живой материи и демонстрации логики "поднятия" вновь до организма и популяции. Таким образом, наглядно представлена тесная взаимосвязь различных уровней организации живой материи - от молекулярного до ценотического. Дальнейший логический шаг в развитии представлений о естественно-научной картине мира - это биосферный уровень. Этому посвящен заключительный раздел курса. Помимо общей задачи, в этом разделе преследовалась цель дать студентам элементы экологического образования, что должно усилить общеобразовательную функцию данного курса в целом не только в теоретической, но и в практической плоскости. Материалы данного раздела, базируясь на отмеченном выше биофизическом подходе, подводят естественно-научные основы для построения социальной политики, дают представления об основах устойчивого развития человечества, отражают влияние ряда экономических, политических и демографических процессов на психофизиологические аспекты жизни человека. Показана роль экологического фактора в сближении культур, гуманизации естественно-научных дисциплин. Обосновывается тезис о том, что XXI век будет веком наук о живом и веком гуманитарных наук.